Население и культура

Print Friendly, PDF & Email

Важной особенностью Прибужского Полесья является его расположение на стыке трех культур: белорусской, украинской и польской, что обусловило здесь синтез разных этнических традиций, проявляющийся в быте, обрядах и особенно в языке.

Диалектологическая особенность региона может быть интересна не только для специалистов, но и для любителей языковой экзотики.

Современный этнический состав населения на территории трансграничного биосферного резервата «Западное Полесье» формировался на протяжении длительного периода под влиянием сложного комплекса природных, исторических и социально-экономических факторов.

В настоящее время в этом регионе практически все население представлено тремя восточнославянскими народами индоевропейской языковой семьи: белорусами, украинцами и русскими, а также представителями западнославянской группы – поляками. Титульной нацией являются белорусы, доля которых в общей численности населения района составляет около 80 %.

Среди национальных меньшинств первое место занимают украинцы, хотя в целом по Брестской области на первом месте (около 10 %) находятся русские. Доля других национальностей среди населения, проживающего на территории резервата, совсем незначительная.

Однако так было не всегда. До второй мировой войны значительную долю в национальном составе населения региона составляли евреи. Так, по данным первой Всероссийской переписи населения 1897 г. евреи составляли около 10 % населения Брестского уезда. А в местечке Домачево, находящемся на территории создаваемого резервата, евреи составляли большинство населения. Согласно данных польской переписи 1931 г. в Брестском повете проживало 112248 белорусов (официально 95226 человек было записано «тутэйшыми» и только 17022 – белорусами), 50248 поляков, 32089 евреев, 17926 украинцев, 3075 русских, 59 немцев, 19 чехов, 6 литовцев, 2511 других.

С национальным составом жителей, историей формирования этнической территории тесно связана религиозная (конфессиональная) структура населения. До принятия христианства для населения, проживающего на территории планируемого резервата, было характерно язычество. С Х в. среди жителей региона постепенно начало распространяться христианство. Во времена Великого княжества Литовского православие считалось государственной религией. После Кревской Унии (1385 г.) началось усиливаться влияние римской католической церкви. Вместе с мигрантами сюда проникает иудаизм, а с 16 века – протестантство. После принятия в 1596 г. Брестской Унии для жителей региона постепенно ведущую роль стала играть униатская церковь. После третьего раздела Речи Посполитой (1795 г.) и перехода территории современной Беларуси под юрисдикцию России опять ведущая роль перешла к православию.

В начале ХХ в. среди верующих доля православных в регионе составляла около 80 %, католиков – 7 %, иудеев – 11 %. Во время вхождения региона в состав Польши (1921-1939 гг.) число приверженцев католицизма значительно увеличилось, однако доля православных среди верующих составляла около 70 %. Вместе с протестантами доля христианских религий составляла в этот период более 80 %. Впервые протестанты на территории планируемого резервата появились в 1564 г., когда Николай Радзивил на правом берегу реки Буг в районе Домачево основал две лютеранские колонии для голландцев – Нейдорф и Нейбров. В начале 19 в. протестантов насчитывалось около 300 человек. В настоящее время в Брестском районе зарегистрировано около 40 приходов основных религиозных течений. Среди них 25 – православные, 2 – католические, 10 – протестантские. Приверженцев других религий незначительное количество, и они поэтому не играют важной роли в духовной жизни общества.

Несомненным достоянием региона считаются деревянные церкви и храмы. Старейшие храмы являются прекрасными образцами полесского культового зодчества:

Свято-Михайловская церковь в д. Черск (ХVII в.)
Ильинская церковь в д. Дубок (кон. XVIII в.)
Свято-Преображенская церковь в д. Медно (XVIII в.)
Свято-Лукинская церковь (1905 г) в г.п.Домачево
Образец позднего классицизма – костел Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (1854 г.) в г.п. Домачево.

В деревнях сохранились элементы старой планировки, характерной для данного региона и вписанной в природное окружение. Широкое распространение получили местные традиционные формы в строительстве жилых домов и хозяйственных построек. Обращает на себя внимание их богатый декор. Здесь сохранились и остаются жилыми дома, где совмещены под одной крышей хата и хлев. Многие усадьбы, находящиеся на окраинах деревень, построены по принципу хуторских хозяйств.

Бережно чтят местные жители память о героических и трагических событиях прошлых войн, ухаживая за интернациональным кладбищем времен I Мировой войны, на котором похоронено 1346 военнослужащих России, кайзеровской Германии, Австро-Венгрии, Польши, за местами героических боев 1941-1944 гг., за памятниками жертвам Второй мировой войны.

Мемориал жертвам 1-й Мировой войны
Памятник в д. Страдичи
Памятник в д. Прилуки
Памятник 55 жертвам Домачевского детского дома